Перевести страницу

Статьи

Интервью с нашим автором, художником-коллажистом Ириной Севостьяновой

В этом феврале в составе четвертого выпуска «Открыток Амели» вышли диковинные почтовые карточки с коллажами Ирины Севостьяновой, которые многие сочли крутыми, странными и поразительными. Коллажирование, то есть создание некой композиции из разных вырезок, — метод, расширяющий границы сознания, не ведающий хронологических и смысловых рамок. Это довольно сложный (но веселый!) жанр, требующий свободы мышления и развитой ассоциативной интуиции. Сегодня мы поговорили с Ириной Севостьяновой об этом удивительном искусстве.


Ирина Севостьянова


— Дорогая Ира, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как давно вы занимаетесь созданием коллажей? Легко ли было начинать? Какие советы вы обычно даете новичкам в «Мастерской коллажа», которую ведете?


— Коллажи начала делать около семи лет назад, сидя на работе. Это был не первый мой опыт, так что было несложно. В основе моих тогдашних работ преимущественно был юмор и абсурд. Клеить коллажи было весело. Начинающим коллажистам рекомендую экспериментировать с техниками, использовать не только готовые фотографии, но и придумывать что-то своё из обрезков и текстур, стараться избегать банальных решений.


— Развивали ли вы каким-то специальным образом в себе ассоциативное мышление?


— Пожалуй, нет, специально ничего не делала. Всё само собой получается. Начинаешь «играть» с элементами, и они сами подсказывают, в каком направлении стоит двигаться.


— Насколько спонтанно появляются темы и идеи? В каких отношениях состоят образ и содержание в вашей работе?


— Образы часто возникают из ниоткуда, внезапно. Я могу просматривать журналы и прочую макулатуру, извлекать из них понравившиеся картинки, а в голове в это время образуется некая база данных. Мозг человека так устроен, что он ищет связи одного с другим, додумывает то, чего не хватает. Пока я смотрю на вырезанные элементы, в голове уже рождается несколько вариантов взаимосвязей, выстраиваются разные диалоги. Остается только сделать выбор, на какой версии остановиться, что не всегда просто. Игра с образом и содержанием проходит всякий раз по-разному, порой зависит от цели. Задачи по ходу работы могут меняться. А когда делаешь коллаж интуитивно, как-то не задумываешься над такими вещами. Нападает неистовое вдохновение, ты уже видишь перед собой готовый результат, а как оно так получилось, и что было первично — вспоминаешь с трудом.



— Используете ли вы теорию? Наверняка есть какие-то универсальные принципы монтажа, которые используются как в коллаже, так и в кино, музыке и литературе.


— Теория, принципы, формулы,  всё это можно использовать при желании, но творческий процесс непредсказуем. Сегодня я полагаюсь на интуицию, а завтра на случай.


— Коллаж особенно впечатляет, когда в нем совмещаются совершенно неожиданные вещи, создающие при новом соседстве свежую мысль. Насколько тяжело этого добиться? Какого рода смелость для этого требуется?


— Совершенно верно, один из основных приемов коллажа — визуальная поэзия, рождающаяся от сочетания чужеродных реальностей, противоположных по смыслу элементов. Добиться такого эффекта совсем несложно, очень многие коллажисты пользуются им. По мне, смелость больше нужна в разрезании каких-нибудь редких картинок из раритетных книг и журналов.



— Так как мы с вами сотрудничаем в «почтовой области», создавая почтовые открытки, давайте поговорим о мейл-арте. Очень часто объекты мейл-арта — это конверты, выполненные в технике коллажа и прошедшие почту, или же коллажи, составленные из разных почтовых материалов и марок. Вы когда-нибудь экспериментировали в этой области?


— В прошлом и позапрошлом годах я обменивалась с другими коллажистами начатыми работами по почте (в конвертах). Каждый доделывал коллаж на своё усмотрение. Результаты мы выкладывали в группу ВК, специально созданную для этого проекта. Другого опыта в мейл-арте, кажется, у меня не было.


— Одна из проблем для пробующих свои силы в мейл-арте — это беспокойство о том, насколько надежно приклеены заветные вырезки, не оторвутся ли они при почтовой сортировке. Вы знаете какие-нибудь приемы, позволяющие сделать коллаж долговечным?


— Когда я участвовала в посткроссинге несколько лет назад, мне прислали замечательную открытку, выполненную в технике коллажа. Так вот, она была густо покрыта несколькими слоями клея, похожего на ПВА (но я могу ошибаться), за счет этого все фрагменты были будто заламинированы, и им ничего не грозило. Сама я предпочитаю отправлять коллажи в конвертах, для надёжности поместив их между листами плотного картона.


— Художники занимаются коллажом уже больше века. Работы каких мастеров впечатляют вас больше всего? Есть ли у вас кумиры-коллажисты?


— Если говорить про художников прошлого, то, пожалуй, Ханна Хёх и Курт Швиттерс. Современных коллажистов, чьи работы мне нравятся, так много, что я не возьмусь их перечислять.


— Какие возможности и цели, помимо раскрытия собственного творческого потенциала, есть у современного художника-коллажиста в России? Участвуете ли вы в выставках и конкурсах? Делаете ли коллажи для журналов? Можно ли вообще как-то на этом заработать? Коллаж для вас — хобби или основное занятие, поглощающее большую часть вашего внимания, времени и сил?


— В выставках участвую и сама их иногда организую. Несколько раз принимала участие в конкурсах от сайта CITYCELEBRITY, практиковала таким образом создание коллажей в четких временных рамках и заданных темах, среди прочего выигрывала публикации в электронных журналах. Коллаж — это не только хобби или работа, это моя миссия, поэтому я взялась за пропаганду этой техники и открыла «Мастерскую коллажа» в Самаре. И я рада, что идея мастерской приглянулась людям и в других городах. Благодаря публикации на сайте Режь да клей аналогичные мастерские появились в других российских городах, стало проходить больше тематических встреч среди любителей коллажа. Могут ли коллажисты на чем-либо заработать? Имея навыки организатора и менеджера можно продавать как товары, так и услуги, связанные с коллажем. Или обзавестись агентом, который будет помогать с реализацией. Коллажист может попробовать себя в разных сферах, таких как искусство, иллюстрация или дизайн. Возможности и цели у всех разные.